Автоматизация звука Ш.
Звук Ш согласный, звонкий, глухой.
При произнесении звука Ш губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твёрдому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, воздух тёплый, струя направлена по середине языка вверх.
Занятие 1
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки» (дуть тёплым воздухом на одном выдохе).
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Рассмотри и нарисуй пальцами в воздухе (на ладошке, спине) букву Ш.
4. Произнеси слоги и слова
ша-ша-ша-шапка
ши-ши-ши-шина
шо-шо-шо-шёпот
шу-шу-шу-шуба
5. Запомни и повтори слоги
ша-шо-шу-ши
шо-шу-ши-ша
шу-ши-ша-шо
ши-ша-шо-шу
6. Проговори слова (по 3 раза)
каша уши мешок Маша мыши петушок ушанка
дышит мышонок дышать пушинка пушок
7. Проговори предложения (по 2 — 3 раза)
а) Наша Маша под душем моет шею и уши.
Ваша Маша под душем моет шею и уши.
б) Вместо Маша подставь Даша, Наташа и проговори.
8. Игра «Закончи слово» (взрослый запишет в тетради)
а) слогом ША
б) слогом ШИ
на на ва ва Да ды Ната
камы гру мы кры пи у
9. Заучи чистоговорки, проговори 5 — 10 раз.
Тише, мыши, тише, мыши,
Кот сидит и еле дышит.
Тише, мыши, не шумите,
Нашу Машу не будите.
Маша (Даша, Наташа) под душем Моет шею и уши.
Шапка да шубка —
Вот и весь Мишутка.
10. Выложи букву Ш из счётных палочек (напечатай в тетради).
Занятие 2
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Рассмотри и нарисуй пальцами в воздухе (на ладошке, спине) букву Ш.
4. Проговори слоги
а) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
ша-ша — ша-ша-ша
шо-шо — шо-шо-шо
шу-шу — шу-шу-шу
ши-ши — ши-ши-ши
ше-ше — ше-ше-ше
б) с изменением ударения
ша — ша — ша шо — шо — шо шу — шу — шу ши — ши — ши
ша — ша — ша шо — шо — шо шу — шу — шу ши — ши — ши
ша — ша — ша шо — шо — шо шу — шу — шу ши — ши — ши
5. Повтори чистоговорки на Ш (занятие 1).
6. Вспомни и проговори слова со звуком Ш из этих чистоговорок.
7. Игра «Закончи слово»
ши — на, пы, пит, шка, к.
шу — т, ба, мит, тка, м.
ша — йба, хта, шка, пка, хматы.
8. Измени предложения по образцу
У Маши шуба. — Это Машина шуба.
У Миши машина. —
У Паши мешок. —
У Даши шахматы. —
У Саши шапка — ушанка. —
9. Игра «Запомни, повтори»
шахматы — машина — шапка — шуба
мешок — шиповник — машина — шахматы
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
10. Вставь пропущенную букву Ш, нарисуй схему слов.
. УБА, . АПКА, . АПКИ, МЕ . ШОК.
11. Рассмотри и назови картинки.
Занятие 3
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Проговори слоги и слова
аш-аш-аш-наш уш-уш-уш-тушь
аш-аш-аш-наш ыш-ыш-ыш-мышь
уш-уш-уш-душ ыш-ыш-ыш-малыш
4. Запомни, повтори слоговые ряды
аш-ош-уш-ыш аш-уш-ыш-ош
ош-уш-ыш-аш аш-ыш-ош-уш
уш-ыш-аш-ош аш-ыш-уш-ош
ыш-аш-ош-уш аш-уш-ош-ыш
5. Сложи слоги из кассы букв (или кубиков) после звукового анализа и измени их.
ОШ-УШ-ЫШ-АШ-ША-ШУ-ШО-ШИ
6. Напечатай слоги
АШ ОШ УШ ЫШ ША ШО ШУ ШИ
7. Вспомни слова со слогом ШИ (занятие 2 упражнение 7).
8. Спряжение в настоящем времени по образцу
дышать
вышивать подушку
(я дышу, ты дышишь, он дышит, мы дышим, вы дышите, они дышат; я вышиваю подушку, ты…, он …, мы …, вы …., они…).
9. Рассмотри и назови картинки.
Занятие 4
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Запомни, повтори слоговые ряды
шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк
шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ышк-ашк
шку-шкы-шка-шко ушк-ышк-ашк-ошк
шкы-шка-шко-шку ышк-ашк-ошк-ушк
4. Проговори слова (по 3 раза)
букашка мушка пушка катушка
кашка мишка опушка бабушка
кошка мышка подушка дедушка
мошка пышка квакушка кукушка
5. Чем отличаются слова
а) кашка б) мошка в) пушка
Машка мушка пышка
Дашка мышка Пашка
шашка мишка пешка
6. Упражнения с кассой букв (или кубиками).
а) Вставь пропущенную букву, прочитай слова, схема слов.
КО . КА КА . КА ША . КА
. ОШКА . ИШКА . ЫШКА
б) Определи место звука Ш в этих словах.
в) Измени слова
ПЫШКА — ПУШКА — ОПУШКА
ДУШКА — ТУШКА — ПУШКА
7. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Кошка в окошке подушку шьёт,
Мышка в сапожках избушку метёт.
Кукушка кукушонку шьёт новый капюшон.
Надень, кукушонок, капюшон.
Как в капюшоне ты смешон!
8. Спряжение в настоящем времени по образцу
шить кукушонку капюшон
шить подушку для кошки
(я.., ты.., он.., мы.., вы.., они..)
9. Игра «Закончи слова одинаково»
БАБУ.. ДЕДУ.. МУ.. МЫ.. КАТУ.. ПОДУ..
МИ.. МЫ.. МО.. КО.. ПЫ.. ОПУ..
ПУ..
10. Определи место звука Ш в слове. И соедини со схемой.
Занятие 5
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Игра «Запомни, повтори»
а) слоговые ряды
шта-што-шту-шты ашт-ошт-ушт-ышт шка-шко-шку-шкы ашк-ошк-ушк-ышк
што-шту-шты-шта ошт-ушт-ышт-ашт шко-шку-шкы-шка ошк-ушк-ышк-ашк
шту-шты-шта-што ушт-ышт-ашт-ошт шку-шкы-шка-шко ушк-ышк-ашк-ошк
шты-шта-што-шту ышт-ашт-ошт-ушт шкы-шка-шко-шку ышк-ашк-ошк-ушк
б) ряд слов
штанишки — штык — штамп — шкаф
(взрослый 4 раза меняет порядок слов)
4. Игра «9-5-2-1″ — ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА.
5. Спряжение в настоящем времени
ШИТЬ ШТАНИШКИ ПЛЮШЕВОМУ МИШКЕ
ШТОПАТЬ ШТАНИШКЕ ПЛЮШЕВОМУ МИШКЕ
(я.., ты.., он.., мы.., вы.., они..)
6. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз
Шишки у мишки,
У мишки шишки,
У плюшевого мишки
Сосновые шишки
Шапкой Мишка
Шишку сшиб.
7. Выдели и запомни слова со звуком Ш из этих чистоговорок.
8. «Помоги плюшевому мишке сложить слова из кубиков (или кассы букв)
ШУ КА ША МИШ НА БА
ШИ КА
9. Составь схему слова МИШКА
10.
Занятие 6
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3. Повтори чистоговорки на звук Ш (занятие 1, 4, 5).
4. Припомни слова на звук Ш (с отбиванием мяча о пол).
5. Нарисуй картинки со звуком Ш (в начале, в середине слова, в конце слова).
6. Игра «Путаница» — составь предложения из перепутанных слов
кошка, мишка, штанишки, шить, плюшевый — Плюшевому мишке кошка шьёт штанишки.
кошка, мышка, за, гнаться —
кухня, мышка, пышка, в, есть —
шептать, мышонок, мышь, ушко, на —
окошка, кошка, на, сидеть —
подушка, спать, дедушка, на —
машина, Алёша, мишка, на, катать —
7. Образуй родственные слова
ЛЯГУШКА — детёныш — лягушонок (лягушата),
домик у них в болоте — лягушкин, лягушиный,
ласково назови — лягушечка.
МЫШКА —
КУКУШКА —
8. Заучи чистоговорку «Мышонок», проговори 5 — 10 раз.
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шумишь, шумишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуметь я буду тише!
9. Игра «Назови ласково»
Маша — Машенька дед — камень —
Даша — зима — хлеб —
Паша — изба — штаны —
Миша — хозяйка — мышь —
10. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Ш в словах.
Занятие 7
1. Артикуляционная и пальчиковая разминка. Дыхательная разминка «Погреем ладошки».
2. Произнеси Ш-Ш-Ш длительно на одном выдохе.
3.Дыхательные упражнения — произнесение слоговых рядов на одном выдохе
ша-шо-шу-ши
аш-ош-уш-ыш
шка-шко-шку-шкы
ашт-ошт-ушт-ышт
4. Упражнения с кассой букв — закрепление правописания ШИ
а) сложи из кассы букв (или кубиков) слова
НАШИ, ПИШИ;
б) переставь слоги так, чтобы получилось новое слово
НАШИ —
ПИШИ —
в) переставь слоги и прочитай полученные слова
ШИ — У — НА — ТИ — ШИ —
НА — МА — ШИ ШИ — КА — МЫ
5. Вставь пропущенную букву
УШ . Ш . ПИТ МАШ . НА ДЫШ . Т
МЫШ . КАМЫШ . КУВШ . Н ТУШ . Т
Ш . НА ОШ . БКА Ш . ПОВНИК СПЕШ . Т
Ш . ПЫ ТИШ . НА ПУШ . НКА ССУШ . Т
6. Закрепление правописания ШИ на письме
а) напечатай слог ШИ
б) напечатай слова УШИ, МЫШИ, ШИНА, ШИПЫ.
7. Спряжение в настоящем времени
ШМПЕТЬ В ТИШИНЕ
СУШИТЬ ШИШКИ (ШИПОВНИК, КАМЫШИ)
(я.., ты.., он.., мы.., вы.., они..).
8. Рассмотри и назови картинки. Определи место звука Ш в словах.
Мнемотаблицы «Автоматизация Ш»
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
У нашего Илюшки
шайба да клюшка. |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ушки на макушке у кошки и у мышки,
Но у кошки ушки больше, чем у мышки. |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На болоте камыши,
На лужайке шалаши. |
*
![]() |
![]() |
![]() |
*
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
|
![]() |
![]() |
|||||
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|
У Миши – машина,
У машины – шины. |
У Катюши – уши,
У Катюшки – ушки |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Большая подушка
У мишки под ушком. |
*
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тише, мыши, тише, мыши.
Рыжий кот пришел на крышу. |
*
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
|||||
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
На окошке у Антошки – кошка
И котят немножко |
Ладушки, ладушки,
Мы кушали оладушки |
Автоматизация звука Ж
Согласный, всегда твёрдый, звонкий
При произнесении положение губ, челюстей, языка, как при звуке Ш (только язык чуть больше приподнят и воздушная струя слабее). В отличие от Ш голосовые связки сомкнуты и вибрируют — поэтому голос звучит звонко.
Мнемотаблицы «Автоматизация Ж»
Уважаемые рябята, при произносении звука "Ж" не забывайте округлить губы, струя воздуха тёплая, язычок в форме "чашечки".
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Жук жужжит, над ежом кружит,
А ежик лежит, на жука глядит |
*
![]() |
![]() |
![]() |
*
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
|
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
|
Осторожно, лыжник!
На лыжне – булыжник! |
Превращал Кощей
щук и лещей в клещей |
Занятие 8
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. «Песенка жука» — произнеси звук Ж-Ж-Ж длительно на одном выдохе.
3. Проговори слоги
а) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
жа-жша — жа-жа-жа
жо-жо — жо-жо-жо
жу-жу — жу-жу-жу
жи-жи — жи-жи-жи
же-же — же-же-же
б) с изменением ударения
жа — жа — жа жо — жо — жо жу — жу — жу жи — жи — жи
жа — жа — жа жо — жо — жо жу — жу — жу жи — жи — жи
жа — жа — жа жо — жо — жо жу — жу — жи жи — жи— жи
4. Игра «Запомни, повтори»
жу-жо-жу-жи
жо-жу-жи-жа
жу-жи-жа-жо
жи-жа-жо-жу
5. Проговори слоги и слова
жа-жа-жа-жаба
же-же-же-Женя
жу-жу-жу-жук
жи-жи-жи-жить
6. Игра «-1-2-5″ — ЖАБА, ЖУК.
7. Закончи предложения словами ЖУК или ЖАБА (упражнять в употреблении падежных форм существительных)
Над кустом летает ….. (жук).
Женя видит на кусте …..(жук).
Дети выучили потешку о …… (жук).
Цапля увидела на болоте ……. (жаба).
Цапля поймала на болоте ……. (жаба).
По дорожке прыгает …… (жаба).
Жаба прыгает за ….. (жук).
8. игра «Телеграф», составь схемы слов ЖУК, ЖАБА.
9. Заучи чистоговорку, проговори 5 — 10 раз.
ЖУК ЖУЖЖИТ:
- ЖУ — ЖУ — ЖУ!
Я ЖИВУ. НЕ ТУЖУ!
Я НА ВЕТКЕ СИЖУ
И ЖУЖЖУ, ЖУЖЖУ, ЖУЖЖУ.
10. Выдели из чистоговорки слова со звуком Ж.
11. Рассмотри и нарисуй пальцами (поочерёдно) в воздухе букву Ж, затем выложи из счётных палочек.
12. Рассмотри улитку. Какие картинки она несёт на себе. Назови картинки и определите место звука в слове.
Занятие 9
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. «Песенка жука» — произнеси звук Ж-Ж-Ж длительно на одном выдохе.
3. Проговори слова (по 3 раза)
кожа ножи уважать
лёжа ужин жевать
лежать ежи ухаживать
бежать ужин ужинать
4. Повтори чистоговорку «Песенка жука».
5. Образуй родственные слова по образцу
ёж — детёныши — ежонок, ежата;
мама ежат — ежиха;
домик у них — ежиный;
ласково называют ежа — ёжик.
уж —
морж —
6. Игра "1-3-5-9″-ежонок, ужонок, медвежонок.
7. Спряжение в настоящем времени
ухаживать за ежонком
бежать за медвежонком
(Обратить внимание ребёнка на особенности глагола бежать:
-я бегу мы бежим
-ты бежишь вы бежите
-он (она) бежит они бегут
8. Заучи чистоговорки о еже, проговори 5 раз.
Бедный ёжик ёжится:
Всё ему неможется.
И синеет кожица —
Так ему неможется.
Шьёт своим ежатам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Каждому на ножки
Ежиные сапожки.
9. Закончи предложения о ежихе с ежатами.
В нашем лесу живут ежиха с ежатами.
Под кустам сидят ….
Женя бежит к ….
Жанна и Женя бегут за….
10. Назови ласково
снег — снежок стог —
утюг — сапог —
ёж — друг —
11. Рассмотри и назови картинки.
Занятие 10
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. «Песенка жука» — произнеси звук Ж-Ж-Ж длительно на одном выдохе.
3. Игра «Запомни, повтори»
жда-ждо-жду-жды ажда-ожда-ужда-ыжда
ждо-жду-жды-жда ожда-ужда-ыжда-ажда
жду-жды-жда-ждо ужда-ыжда-ажда-ожда
жды-жда-ждо-жду ыжда-ажда-ожда-ужда
4. Проговори слова (по 3 раза)
одежда
однажды
надежда
дважды
невежда
каждый
между
жажда
5. Спряжение
а) в настоящем времени
ЖДАТЬ ДОЖДИКА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
(я жду дождика каждый день, ты.., он.., мы.., вы.., они).
б) в будущем времени
ПОДОЖДАТЬ НАДЕЖДУ
(я.., ты.., он.., мы.., вы.., они..).
6. Образуй признаки по образцу
одежда из кожи — кожаная одежда
штаны из кожи —
юбка из кожи —
сапожки из кожи —
туфли из кожи —
шляпа из кожи —
пиджак из кожи —
жакет из кожи —
7. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Дождик, дождик, не дожди.
Дождик, дождик, подожди.
Дай дйти до дому
Дедушке седому.
8. Нарисуй картинки:
а) Ж — в начале слова;
б) Ж — в середине слова.
Занятие 11
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. «Песенка жука» — произнеси звук Ж-Ж-Ж длительно на одном выдохе.
3. Вспомни слова со звуком Ж в начале слова и в середине слова.
4. Игра «Запомни, повтори»
жна-жно-жну-жны ажн-ожн-ужн-ыжн
жно-жну-жны-жна ожн-ужн-ыжн-ажн
жну-жны-жна-жно ужн-ыжн-ажн-ожн
жны-жна-жно-жну ыжн-ажн-ожн-ужн
5. Образуй слова по образцу
дом в два этажа — двухэтажный дом
дом в пять этажей —
дом в шесть этажей —
в доме много этажей —
шкаф для книг —
пакет из бумаги —
костюм для пляжа —
вагон для багажа —
6. Игра «Один — много» (упражнение в образовании именительного падежа множественного числа существительных)
уж — ужи
паж —
ёж —
пляж —
нож —
экипаж —
Обрати внимание на правописание ЖИ!
7. Упражнения с кассой букв
а) составь слова из букв
А Б Ж А — ЖАБ
ОКАЖ —
У К Ж —
б) переставь слоги и прочитай слова
ПИ — МА — ЖА —
ТА — Е — ЖА —
ДА — ДЕЖ — О —
ВИ — Е — КА — ЖЕ —
8. Вставь пропущенную букву
УЖ.Н
УЖ.
ЕЖ.ХА
НОЖ.
НОЖ.К
ЕЖ.
Ж.ВОТ
Ж.ВУТ
9. Проверь и вставь последнюю согласную букву
пляж — (пляжи)
све. —
эта. —
бага. —
у. —
па. —
но. —
е. —
экипа. —
10. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз.
Ёжику нужен жук на ужин.
Занятие 11
Короткие рассказы.
1. Плюшевый медвежонок.
У Паши был день рождения. Бабушка и дедушка подарили Паше плюшевого медвежонка. Шкурка у медвежонка гладкая и нежная. Паша катал медвежонка на машине.
Вопросы и задания:
- У кого был день рождения?
- Кто подарил Паше плюшевого медвежонка?
- Какая у медвежонка шкурка?
- Паша катал медвежонка на чём?
Перескажи рассказ.
2. Дружные животные.
Летом Маша приехала к бабушке и дедушке в деревню. У них много домашних животных. Кот Пушок живёт в доме. Пушок ловит мышей. В конюшне живёт лошадка Рыжуха. У Рыжухи маленький жеребёнок Рыжик. В коровнике живёт корова Милашка. У Милашки маленький телёнок Гаврюша. Животные живут дружно.
Вопросы и задания:
- К кому приехала Маша летом?
- Где живёт кот Пушок?
- Кто живёт в конюшне?
- У кого маленький жеребёнок?
- Кто живёт в коровнике?
- Как живут животные?
Дифференциация звуков С — Ш
Мнемотаблицы «Дифференциация С-Ш»
Уважаемые рябята, когда будете произносить звук "С" - улыбаемся, губы в улыбке, а звук "Ш" - губы рупором. Струя воздуха при "С" холодная, а при "Ш" теплая. Это можно проверить поднося тыльную сторону руки к губам.
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
||
Старушка сшила сапожки,
сапожки для сороконожки |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
У кошки шесть котят,
У мышки шесть мышат, У лягушки шесть лягушат |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шерстку на спинке, хвостик и ушки |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
Саша ест сушки,
а Маша - ватрушки |
Мини - сказки - связки С-Ш
Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:
- Розовая машина едет по шоссе.
- Бабушка поставила посуду в шкаф.
- Дед Мороз положил в красный мешок игрушки.
- Шесть рыжих кошек спят на окошке.
- На крыше сидит серая крыса.
- Около (возле) чашки стоит стакан и кувшин.
- Мышка ест сыр.
- Лошадь ест сушки.
- Мама положила в сумку синий кошелек.
- Мышка спит под листьями.
- Желтое солнышко смотрит в окошко.
- Бабушка подарила внучке красный шарф.
- Под сосной лежат шишки.
- На столе лежат красные и желтые карандаши.
- Белоснежка подарила Золушке шашки и шахматы.
1 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
3 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
4 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
5 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
6 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
7 |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
8 |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
9 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
10 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
11 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
12 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
13 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
14 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
15 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рассмотри картинку и назови слова со звуком С, затем Ш.
Чем похожи звуки? Отличаются?
Занятие 12
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Попеременное произнесение С — Ш, С — Ш.
Внимательно вслушайся и определи, какой звук свистящий, а какой шипящий.
3. Проговори слоговые ряды
СА-ША СУ-ШУ СА-СА-СА-ША-ША-ША
ША-СА ШУ-СУ ШО-ШО-ШО-СО-СО-СО
СО-ШО СЫ-ШИ СУ-СУ-СУ-ШУ-ШУ-ШУ
ШО-СО ШИ-СЫ ШИ-ШИ-ШИ-СЫ-СЫ-СЫ
4. Игра «Подарим подарки (слова) Сане и Маше» — припомни слова на Ш (для Маши) и на С (для Сани).
5. Расскажи чистоговорки Сане (на С) и Маше (на Ш).
6. Заучи чистоговорки, проговори 5 раз.
Шишки на сосне,
Шашки на столе.
Спешит Саша по шоссе и ест сушки.
7. Спряжение в настоящем времени
СПЕШИТЬ В ЛЕС ЗА СОСНОВЫМИ ШИШКАМИ
8. Игра «5-1-9-2″ — сосновая шишка, пушистая сосна.
9. Звуковой анализ
СОСНА ШИШКА СУШКИ
11. Игра «Отгадай слово» (впиши пропущенную букву Ш или С)
.ОМ
.ЛЕМ
ДУ.
АНАНА.
.АПКА .
ОВА
КОКО.
КОМПА.
.УМКА
.АЙБА
КВА.
ЛАНДЫ.
.УБА
.АД
КАМЫ.
ШАЛА.
Занятие 13
1. Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная разминка.
2. Попеременное произнесение С — Ш, С — Ш.
3. ИГРА «Наоборот"
а) слоги
са-са-са-ша-ша-ша
со-со-со-
су-су-су-
сы-сы-сы-
б) слова
уши-усы
вас-
мишка-
Сашка-
Машка-
басня-
кашка-
сутки-
шины-
мыс-
наш-
масса-
4. Заучи чистоговорку, проговори 5 раз
«Наши кошки»
Наша большая пушистая кошка спит на окошке,
а ваша маленькая смешная кошка спешит уйти с окошка.
5. Выдели слова с обоими звуками (типа СУШУ) — «Какие слова выбрал бы САША?»
а) из чистоговорки «Наши кошки» (пушистая, смешная, спешит);
б) из ряда слов
аист смешно коляска ступеньки
шоссе шлем спутник сушки
хвост стишок кувшин космонавт
киоск сосна катушка сынишка
6. Игра «9-5-2-1″ — ПУШИСТЫЙ ХВОСТ, СМЕШНОЙ СТИШОК.
7. Спряжение в настоящем времени
СМЕШИТЬ СЫНИШКУ
8. Образуй признаки
смех — смешной
потеха —
пух —
без шума —
уши —
успех —
9. Проговори чистоговорку 5 раз.
Дифференциация звуков Ш — Ж
Мини - сказки - связки Ш Ж
Речевой материал, соответствующий мини – сказкам – связкам:
- Маша ест ложкой кашу.
- Бабушка вяжет желтую шапку, варежки и шарфик.
- У машины лопнула шина.
- В шкафу лежит шуба и шапка.
- Лошадь везет мешок с шишками.
- Кошка кушает ватрушку, а мышка крошки.
- На окошке лежит рыжая кошка.
- Мышка прыгнула в башмак.
- Миша положил книжку в шкаф.
- Жираф кушает лапшу.
- Дедушка положил картошку в багажник машины.
- Груша и вишни лежат под шкафом.
- Погремушка лежит около игрушек.
- Петушок сидит на крыше.
- Джин спит в кувшине.
- Чебурашка читает журнал.
- Рыжая кошка бежит за мышкой.
- Бараш и Крош подарили Нюше ромашку.
- Около кружки лежит штопор.
- Мошка сидит на ромашке.
- Кукушка и петушок кушают горошек на дорожке.
- Около чашки лежит ложка и ножи.
- В камышах сидят шесть лягушек.
- Мартышка кушает пирожное с джемом.
- Лягушка спит в луже.
- Дедушка читает книжку малышу.
1 |
МАША |
![]() |
![]() |
![]() |
||
2 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
3 |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
4 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
5 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
6 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
7 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
8 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
9 |
МИША |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
10 |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
11 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
12 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
13 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
14 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
15 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
16 |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
17 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
18 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
19 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
20 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
21 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
22 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
23 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
24 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
25 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
26 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Занятие 14
1. Различение звуков Ш-Ж.
2. Развитие тонкой моторики (упражнения для пальцев на столе).
Ход занятия:
Шагают навстречу друг другу Жук и Гусь (по столу «бегут» навстречу указательные и средние пальцы). Шагают они и поют свои песенки.
ГУСЬ: Ш-Ш-Ш ЖУК: Ж-Ж-Ж
- Чья песенка звонкая?
- Чья глухая?
- Споём вместе с ними!
Встретились Гусь с Жуком, поприветсвовали друг друга (подняли и помахали пальчиками) и запели
Гусь: ША-ША-ША
ЖУК: ЖА-ЖА-ЖА
ШО-ШО-ШО ЖО-ЖО-ЖО
ШУ-ШУ-ШУ ЖУ-ЖУ-ЖУ
ШИ-ШИ-ШИ ЖИ-ЖИ-ЖИ
3. Подари картинки Жоре и Шуре.
Занятие 15
1. Повторение песенок Жука и Гуся Ж-Ж-Ж — Ш-Ш-Ш
2. Игра «Наоборот»
а) слоги
ша-ша-ша — жа-жа-жа
жо-жо-жо — шо-шо-шо
шу-шу-шу — жу-жу-жу
жи-жи-жи — ши-ши-ши
жда-жда-жда — шта-шта-шта
што-што-што — ждо-ждо-ждо
жду-жду-жду — шту-шту-шту
шты-шты-шты — жды-жды-жды
б) шить — жить
житьё —
шитьё
шаль —
жито —
шалить —
лежа —
шутка —
мажут —
уши —
наживка —
3. Заучи чистоговорку «Шишки и мышки»
Жили — были на сосне
Две большие шишки.
Жили — были под сосной
Две смешные мышки.
И шипели мышки:
- Эй, вы там на вышке,
Вниз спускайтесь, шишки!
Удивились шишки:
- Подождите, мышки!
Вас на вышку позовём
И, как в сказке, заживём.
Сначала найди в этом стихотворении слова со звуком Ш, затем со звуком Ж.
4. Игра «Скажи правильно»
ты (жить) — ты живёшь
ты (уважать) -
ты (жевать) —
ты (бежать) —
ты (жалеть) —
ты (ухаживать) -
ты (ужинать) —
ты (лежать) —
ты (ожидать) —
ты (жужжать) —
5. Спряжение в настоящем времени
ШИТЬ ЕЖАТАМ САПОЖКИ НА ЕЖИНЫЕ НОЖКИ
БЕЖАТЬ В НОВЫХ КОЖАНЫХ САПОЖКАХ
(я бегу …, ты бежишь …, он бежит …, мы бежим …, вы бежите …, они бегут …).
6. Повтори чистоговорки на Ш и Ж.
7. Назови слова со звуком Ж, затем Ш. Определи место звука Ж, Ш в слове.
Звуки Ж — З
Занятие 16
Драматизация сказки «Песни жука и комара».
Цель: Повторение и различение звуков Ж — з.
Ход занятия: Встретились Жук и Комар и заспорили, чья песенка лучше
Жук говорит: Комар отвечает:
«Моя: Ж_Ж_Ж_» «Нет, моя: З_З_З_»
Жук: «Послушай, как я умею петь слоги: Комар: «И я тоже так умею:
жа-жа-жа за-за-за
жа-жа-жа за-за-за
жа-жа-жа за-за-за
ЖУК: У меня есть другая песенка: КОМАР: Я тоже спою эту песню:
жа-жо-жу-жи за-зо-зу-зы
жо-жу-жи-жа зо-зу-зы-за
жу-жи-жа-жо зу-зы-за-зо
жи-жа-жо-жу зы-за-зо-зо
ЖУК: Я знаю много слов и могу их петь: КОМАР: Я тоже знаю эти слова:
КОЖА КОЗА
ЖЕВАТЬ ЗЕВАТЬ
УЖИ УЗЫ
ЖАЛ ЗАЛ
ВОЖЖИ ВОЗЫ
МАЖУТ МАЗУТ
жук: у МЕНЯ ЕСТЬ ДРУГИЕ СЛОВА: КОМАР: И Я ЕЩЕ ЗНАЮ МНОГО ДРУГИХ:
жаба, жук, ножи, железо, зайка, зубы, завод, ваза, загадка,
ужин, живот, ежик, жадина, заноза, зонт, фазан, мимоза.
дождик.
Мнемотаблицы «Автоматизация Ч»
Уважаемые рябята, при произносении звука "Ч" не забывайте округлить губы, язычок поднять кверху к зубам в форме "чашечки".
*
![]() |
![]() |
![]() |
*
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
|
|
На тачке
возят кирпичи для дачки |
Овечка в колечках,
Колечки в колючках |
*
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
*
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|||||||
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Печкин прячет в печке
крючочки и колечки |
Шубка у овечки
теплее любой печки |